Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь это слово, то не просто название профессии встает перед глазами, а конкретный человек этой профессии.
В настоящее время не каждый способен взять на себя такую ответственность, как обучение детей, судьба которых во многом зависит от порядочности и чести тех, кто воспиты-вает и учит. Ведь ни для кого не секрет, что зарплата школьного учителя небольшая, а требования к нему очень высокие. Уходят из школы учителя, но остаются те, кто предан своей выбранной профессии. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности.
В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, цель которого – признание особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность. Эта статья – дань уважения человеку, который посвятил всю свою жизнь детям, своей любимой работе, моему наставнику и мудрому советчику Светлане Семеновне Слепцовой.
Светлана Семеновна родилась в селе Арылах Верхоянского района 21 мая 1949 года. Мать Акулина Романовна – простая работница, родила и воспитала девятерых детей. Родители воспитывали детей своим отношением к жизни, к труду, своим личным примером.
Дети многодетной семьи учатся быть одним целым: участвуют в воспитании друг друга, учатся ответственности, поддержке друг друга. Как старшая в семье, Светлана была первой помощницей матери, приходилось заботиться о младших братьях и сестрах. Как рас-сказывает сама Светлана Семеновна, в ней было «больше мальчишеского характера». И эти черты характера ей помогали быть стойкой, ответственной, сильной. В послевоенные годы всем было трудно, с лихвой познавшая жизненные трудности Светлана набиралась жизненного опыта. Научилась быть сдержанной, доброжелательной, устойчивой в любых жизненных ситуациях.
Школьные годы моя героиня вспоминает с большой теплотой. В 1956 году она поступила в первый класс восьмилетней школы села Бала, которую успешно закончила в 1966 году. Учеба давалась ей легко. Лидерские качества помогали ей быть в числе первых. В первом классе стала октябренком, в третьем – пионеркой, а потом и комсомолкой. Сама Светлана Семеновна рассказывает об этом с большим вдохновением. Она бережно хранит свой пио-нерский галстук и комсомольский значок. Старые черно-белые фотографии тех времен, как кадры фильма, восстанавливают время, прошедшее невозвратно.
Учительница русского языка Мария Сергеевна Худякова однажды подарила своей лучшей ученице открытку со словами «Учись, овладевай знаниями, карабкайся по каменистым тропам, достигай сияющих вершин науки». Светлана Семеновна запомнила на всю жизнь и придерживалась этих напутственных слов, которые стали жизненным кредо педагога. Всегда и во всем она стремилась быть достойной своих учителей, которые своим личным примером помогли ей в выборе будущей профессии.
Но матери нужна была помощь, чтобы поднять, воспитать младших. И по семейным обстоятельствам она перевелась на заочное обучение и приехала в родное село, устроилась воспитателем в школьном интернате.
В том году Светлану избрали секретарем комсомольской организации родного села Бала. Под ее руководством молодежь села занималась благоустройством дворов, строила дома для многодетных и нуждающихся, организовывала субботники по заготовке дров, сена, льда. Были активными участниками художественной самодеятельности. И это все делалось охот-но, непринужденно, бесплатно. Добрая, отзывчивая, всегда готовая прийти на помощь Светлана и здесь проявила свои организаторские способности. И множество грамот свидетельствуют о проделанной работе.
Свою педагогическую трудовую деятельность Светлана Семеновна начала с 1969 года. Ее пригласил директор школы и предложил работать воспитателем пришкольного интерната. Так и начались трудовые будни. Работать было интересно. В интернате жили дети из отдаленных наслегов, приезжающие учиться в старшие классы. Светлана Семеновна, несмотря на юный возраст, заботилась о них: вовремя разбудить по утрам, следить, тепло ли оделись, выполнили ли уроки. Забот хватало. Сейчас уже пожилые, ее воспитанники отзываются о Светлане Семеновне очень тепло. Особенно вспоминают, что всегда можно было обратиться к ней за помощью.
Быть воспитателем разновозрастных детей для молодой Светланы Семеновны было сложно. Советы старших товарищей, поддержка учителей помогали ей справиться с трудностями. И она поняла, как бесценны для молодого начинающего работника понимание старших коллег, их поддержка. Она активно стала помогать педагогам в воспитательной работе.
Это была первая, пока едва заметная ступенька лестницы, ведущей в будущую самостоя-тельную жизнь. Коллеги вспоминают: «При всей активности и работоспособности Светлана Семеновна отличалась удивительной скромностью». Качество, заложенное семейным воспитанием в большой дружной семье, стало ее неизменным человеческим качеством.
В 1976 году директор школы предлагает ей место учителя начальных классов. К тому времени Светлана Семеновна уже работает над дипломной работой и с радостью соглашается. В 1977 году она получает диплом о высшем образовании как учитель начальных классов.
В селе учитель всегда на виду. Чтобы завоевать доверие, необходимы такие качества, как компетентность, хорошие отношения с людьми, самодисциплина. Светлана Семеновна с первых дней показала себя как учитель, любящий новые идеи, новые направления. Быстро завоевала доверие родителей, многие старались отдать своих детей именно в ее класс.
Педагог вспоминает, как из отпуска чемоданами привозила методическую литературу, как удивила коллег, когда из Москвы привезла всем им дефицитные в то время фломастеры и маркеры.
Помня, как сама начинала свою трудовую деятельность, Светлана Семеновна всегда была мудрым наставником, советчиком для молодых педагогов.
В 1992 году Светлана Семеновна получает диплом ОНО Бурятского Государственного педагогического института им. Д. Банзарова. Она становится первым практическим психологом в сфере образования в Верхоянском районе.
Более 20 лет Светлана Семеновна работала с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Юттяхской специальной коррекционной школе-интернате. Коллеги отмечают высокий уровень компетенции, профессионализма педагога для работы с такими детьми. Знание психологических и возрастных особенностей, изучение причин и характера задержки развития детей с ОВЗ (ЗПР) помогают ей лучше и эффективнее применять индивидуальный и дифференцированный подход. Педагог разрабатывает авторскую методику обучения чтению детей с проблемами в развитии. Как психолог, заместитель директора по учебной части оказывает неоценимую помощь начинающим учителям школы и района по коррекционному обучению.
Трудно не согласиться с мнением немецкого писателя Лиона Фейхтвангера: «Человек талантливый талантлив во всех областях». Светлана Семеновна – ветеран сцены, активная участница художественной самодеятельности. Она неизменная ведущая всех концертов, ее декламация стихов на патриотические темы может поднять дух даже у пессимистов. Работ-ники культуры говорят: «У Светланы Семеновны прекрасный чистый голос, но она никогда не поет соло. Скромный человек». В школе она вела театральный кружок. Представления по литературным произведениям и народным сказкам удивляли зрителей эмоциональностью, артистичностью участников.
Цветы – это любовь Светланы Семеновны. Ее кабинет всегда был зеленым раем в школе. А в летнее время она умело выращивает при северных условиях овощи и зимой радует своих родных витаминными консервами, угощает своих подруг.
Светлана Семеновна – творческий человек. Она и вяжет, и шьет. Теплые унты, шапки и шубки согревают в зимнюю стужу ее родных.
50 лет педагогического стажа, полвека Светлана Семеновна посвятила обучению и воспитанию подрастающего поколения. Выпустила не одно поколение учеников, и все они с огромной благодарностью вспоминают свою первую учительницу. Ее выпускники работают во всех сферах жизнедеятельности, многие занимают руководящие должности.
С 2021 года Светлана Семеновна находится на заслуженном отдыхе. Педагог говорит: «Сегодня работать в школе стало еще интереснее. Новые информационные технологии, компьютеры, интерактивная доска, проекторы… так и хочется повернуть время вспять, вернуться в молодость и вновь с удвоенной силой в «бой». Я люблю свою профессию. Видела, что люди благодарны мне за работу. Думаю, слова Конфуция: «Найди свое любимое дело, и тебе больше никогда не придется трудиться» – полностью отражают мое педагогическое кредо. Моя работа – это вся моя жизнь».
Действительно, Светлана Семеновна посвятила всю свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. 50 лет педагогического стажа… Она так и не создала свою личную жизнь, но у нее целое поколение выпускников, которых она ласково называет «мои дети». Педагог держит связь с ними, интересуется их делами, искренне радуется успехам каждого и гордится. Она и сейчас их мудрый наставник, советчик.
Учитель высшей категории Светлана Семеновна Слепцова за многолетний труд, огромный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения награждена нагрудными знаками «Отличник просвещения народного образования РФ», «Почетный ветеран системы образования РС (Я)», грамотами Министерства образования Республики Саха (Якутия), многочисленными грамотами районного Управления образованием и администрации школы.
Мария Горохова, учитель высшей категории, отличник образования РС (Я), ветеран труда, Почетный гражданин МО «Янский наслег»