Конкурс «Трудовая Доблесть»: Ия Ильинична Стручкова – выдающийся педагог

Сегодня вы можете прочесть материал, который пришел на конкурс «Трудовая доблесть» позже, чем пошла последняя публикация, но рассматривался жюри как полноценный участник. Каждая такая работа очень ценна и для редакции, и для читателей, ведь в ней – рассказ о человеке, его судьбе, его трудовом пути и отношении к жизни.

В современном обществе учитель играет огромную роль в формировании личности каждого ребенка, а его вклад в образовательный процесс невозможно переоценить.

Учитель как особенный вид педагогического деятеля обладает не только знаниями и навыками, но и способностью вдохновлять, мотивировать и учить. Он становится наставником и гидом в увлекательном путешествии обучения, открывая перед учениками незабываемые горизонты знаний и возможностей.

Важным качеством успешного учителя-педагога является его способность зажечь искру любознательности и страсти к знаниям в сердцах учеников. Только такой учитель способен пробудить потенциал каждого ребенка, помочь ему раскрыть свои способности и достичь успеха. Таким учителем моей родной школы является Ия Ильинична Стручкова.

Ия Ильинична – учитель якутского языка и литературы МБОУ «Табалахская средняя общеобразовательная школа» Верхоянского района.

Родилась 19 июня 1955 года в с. Табалах Верхоянского района. В 1977 году окончила Вилюйское педагогическое училище. Трудовую деятельность начала воспитателем табалахского пришкольного интерната, через год поступила на заочное обучение якутского отделения историко-филологического факультета ЯГУ. После окончания ЯГУ в 1984 году была направлена учителем якутского языка и литературы в Столбинскую восьмилетнюю школу Верхоянского района. С 1990 года работает в Табалахской средней школе. Общий педагогический стаж – 49 лет.

Ия Ильинична – одна из ведущих учителей улуса, в совершенстве владеющая методикой преподавания своего предмета. Глубокая заинтересованность, вдумчивость, творческий подход к делу – главное в работе учителя. Каждый урок отличается целенаправленностью, правильной постановкой проблемных вопросов, введением элементов саморазвивающего обучения, рациональным использованием времени урока.

В связи с введением новых стандартов меняются требования. Особое внимание уделяет системности, комплексности, целостности программы обучения, современной педагогической технологии, которые имеют развивающий характер. Придерживается принципов связи теории с практикой, учета индивидуальных особенностей. Для того чтобы каждый, даже слабый ученик имел возможность свободно участвовать в общей работе класса, учитель уделяет ему достаточное внимание.

Ия Ильинична считает, что обучение на основе общения – основа интенсивных технологий обучения меткому образному языку народа саха. На уроках литературы уделяет главную роль элементам речи, таким как ритм, интонация. Через родную литературу старается восполнить радость общения, учит полно выражать свои мысли и чувства, взгляды и убеждения, учит сострадать и сочувствовать как героям литературных произведений, так и окружающим.

Как активный метод обучения для повторения и углубления знаний использует тесты собственного составления, применение опорных сигналов. На уроках использует игровую технологию, методы проблемного и коммуникативного обучения. Способ подачи учебной информации блоками (пособия для учащихся «Саҥа чаастара», «Сурук бэлиэтин туруоруу», «Саха тылын терминнэрэ») приводит к улучшению результатов обучения. Результатом индивидуальной работы с обучающимися являются итоги предметных олимпиад.

Ия Ильинична – один из руководителей районного конкурса, посвященного памяти земляка, члена Союза журналистов РФ и писателя РС (Я) С.И. Юмшанова «Юмшановские чтения», который проводится с 2006 года.
В последние пять лет И.И. Стручкова продолжила работу по изучению истории олонхо Верхоянья. Опубликовала книгу «Дьааҥы олоҥхоһуттара уонна кинилэр олоҥхону толорор үгэстэрэ» («Олонхосуты Верхоянья и их методика пения олонхо») (2014 г.), соавтор юбилейной книги школы «Сайдыы суола – үөрэххэ, үөрэх төрдө – билиигэ» (2021). Вместе с сотрудниками Гуманитарного исследовательского института РС (Я) работала над выпуском антологии «Дьааны олоҥхоһуттара» (2016), также олонхо «Хаан Илбистээн», «Көмүс Мөкүлүкээн оҕонньор, Элгээн Иэйэхсит эмээхсин» (2016).

Ия Ильинична имеет свой индивидуальный почерк сотрудничества с другими учителями. Предметные недели, которые проводятся с коллегами, отличаются неординарностью, насыщенностью. Она требовательна к себе и другим, умеет увлекать идеей, распознавать новое и интересное в предложениях своих коллег. Эти качества ярко проявились в годы работы учителя методистом и завучем по УВР.

И.И. Стручкова – автор пособия «Саха бэргэн тыла-өһө» (1997, 2014 гг.). Пособие вызвало положительный отклик учителей и преподавателей школ, гимназий, СУЗов и вузов, оценивших практическую направленность издания. Опыт ее работы распространен на республиканском уровне на семинарах, научно-практических конференциях, на проблемных курсах.

Как внеурочные занятия Ия Ильинична также проводит исследовательские работы вместе с учениками в школьном музее. Собирают экспонаты, материалы по истории Якутии.

Теоретическая и практическая подготовленность, компетентность, инициативность, принципиальность, постоянная забота о воспитании подрастающего поколения снискали заслуженное уважение населения села, района. Ия Ильинична – «Отличник народного просвещения РФ», стипендиат Международного фонда «Дети Саха-Азия», Почетный работник общего образования РФ, Почетный ветеран системы образования, ветеран труда, обладатель нагрудного знака «Гражданская доблесть, «Заслуженный учитель РС (Я)», обладатель знака «Бастыҥ олоҥхону тарҕатааччы», Почетный гражданин Верхоянья.

Она учитель-методист, учитель-автор, учитель-исследователь, успешный учитель, пропагандист олонхо, учитель учителей, общественница.

Педагогический стиль Ии Ильиничны отличался индивидуальным подходом к каждому ученику, пониманием их индивидуальных потребностей и способностей. Она стремилась развить в своих учениках не только знания, но и чувство собственного достоинства, ответственности и любви к обучению.

10 ноября 2023 года прошла Всероссийская олимпиада по педагогике, посвященная 175-летию со дня рождения И.Я. Яковлева в городе Чебоксары, Республика Чувашия. В I этапе проанализировали произведение «Нужда» И.Я. Яковлева и прошли тест про его жизнь и творчество. Иван Яковлевич Яковлев – чувашский просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. I этап был в дистанционном формате. Всего участников было около 500. Из этих участников во II этап прошли отбор всего 20, и я была одной из них. II этап был творческим проектом и уже в очном формате, нас пригласили в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары. Творческий проект представляет собой презентацию, освещающую биографию и достижения выдающегося педагога школы, региона. Моя тема была посвящена Ие Ильиничне Стручковой. Я в результате получила сертификат участника.

Ия Ильинична Стручкова – это не просто имя в истории образования, это пример выдающегося педагога, чей опыт и наставления могут послужить нам примером и вдохновением для современной педагогической работы. Ее творческий подход, любовь к ученикам и стремление к самосовершенствованию остаются ценными уроками для всех нас.

Мичилина Эверстова, студентка 1 курса СВФУ им. М.К. Аммосова, с. Табалах

Читайте дальше