В 80-е годы, когда даже сама мысль отправиться на машине в Нижнеколымский или Верхоянский районы вызывала чувство ужаса, дальнобойщик Николай Мочкин, преодолевая поджидавшие на дорогах трудности, все-таки доставлял продукты и товары в отдаленные северные населенные пункты.
Председатель союза водителей Дальнобойщиков Якутии Николай Мочкин перевозкой грузов в северные районы занимается всю свою сознательную жизнь. Поэтому он очень хорошо помнит, какие дороги были на севере, когда он только начинал ездить. Он был свидетелем всех преобразований дорог на севере республики.
Об этом он рассказал в интервью пресс-секретарю КП «Дороги Арктики» Сардане Кузьминой.
«Я начал заниматься перевозкой грузов в колымскую группу районов в 80-годы. Свою работу, как дальнобойщик, я начал не на большегрузе. Впервые отправился в Среднеколымский район на вездеходе, так как на шоссейной машине было невозможно достичь даже первых населенных пунктов, расположенных за Колымской трассой, не говоря уже о Верхнеколымском районе», — начал он свой рассказ.
В первые годы до Нижнеколымского или Верхоянского районов дорога занимала около месяца. В пути дальнобойщиков поджидали разные сюрпризы: то пурга, то наледь. С проблемами справлялись своими силами: прокладывали дорогу через снежные заносы или ждали по несколько дней, когда наледь спадёт, вспоминает Николай Николаевич.
До развала СССР хозяйствующие субъекты еще кое-как обслуживали дороги между населенными пунктами, но в перестроечные времена дороги были переданы муниципальным образованиям, их обязали с помощью подрядчиков содержать дороги.
«В 90-е годы была разруха, а для содержания дорог нужно много мощной специализированной техники. Откуда ей было взяться у муниципалов. Поэтому шатко-валко кое-как шла эта работа. Тогдашним дальнобойщикам приходилось на свой страх и риск ехать в далекие северные районы, преодолевая несколько тысяч километров,» – поясняет дальнобойщик.
В 2000-е годы проблема северного завоза начала расти как снежный ком. Тогда Правительство республики приняло радикальное решение – создать дорожное предприятие, которое занималось бы строительством и обслуживанием дорог в северных районах. В 2014 году глава республики издал распоряжение о создании Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) «Дороги Арктики.»
«С созданием предприятия «Дороги Арктики» мы, дальнобойщики севера, почувствовали облегчение. Качество зимних автомобильных дорог в Колымских районах, Верхоянском, Момском, Абыйском, Аллаиховском, Эвено-Бытантайском районах улучшалось с каждым разом. Мы это ощущали при каждой поездке. Водители-дальнобойщики перешли на шоссейные машины, в период сезона автозимника перевозили грузы в эти районы несколько раз. Если раньше для преодоления пути до села Алеко-Кюель мне требовался месяц, то сейчас я добираюсь за 5 дней», – рассказывает он.
С деятельностью предприятия «Дороги Арктики» количество дальнобойщиков, осуществляющих перевозки в Арктические районы, в разы увеличилось, отмечает председатель союза дальнобойщиков Якутии Николай Николаевич.
«Соответственно, в этих отдаленных районах появились магазины. У жителей есть возможность покупать на месте все необходимое, а не заказывать в Якутске. Вот почему говорят, что дорожники не только строят дороги и мосты, но и зажигают огонь жизни в селах и городах, где прокладывают путь. Работу наших дорожников невозможно переоценить», – говорит он.